ПОГОВОРИМ О ПРУЖИНАХ
Лето. Пора дальних автомобильных путешествий. Сезон активного дачного строительства. Одним словом, транспортировка тяжелых грузов попросту неизбежна. Если бы ходовая часть нашего автомобиля умела говорить, она бы, наверное, пожаловалась своим хозяевам – дескать, только-только от зимы оклемалась, а тут – новая напасть. Да, для подвески наших машин попросту нет легких сезонов.И вновь нас будут консультировать славные мастера специализированной «ходовочной» СТО, имя которой «Автомастерская№1», что по прежнему стоит на Волочаевской, 8А, здесь могут восстановить до заводского уровня стойки, амортизаторы, шаровые опоры, рулевые наконечники и ряд иных элементов. Но есть важнейшие составляющие ходовой части автомобиля, которые нельзя восстановить по определению. И никто их не в силах восстановить – даже славные умельцы Автомастерской №1. Это ПРУЖИНЫ.
— Мы вынуждены констатировать, что качество и ресурс пружин у автомобилей производства Японии существенно снизились после 2000 года. Видимо, к этому привели тенеденции к снижению общей стоимости и машин. К тому же, ориентируясь на внутренний рынок, производитель, вероятно, считает бессмысленным закладывать слишком большой ресурс пружин. Лет семь-восемь – и вполне достаточно, тем более при качестве забугорных дорог, где скорость износа подвески намного ниже, чем при российской эксплуатации – сообщили нам в Автомастерской №1.
— Снижение ресурса пружин происходит со всеми марками японских авто? — «Лидером» по отказам относительно свежих пружин мы считаем «Тойоту». А вот у «Хонды», напротив, пружины остаются более или менее надежные. Но тут надо пояснить – что такое отказ пружины. Он может быть «катастрофическим» - когда пружина ломается. Таких случаев – пруд пруди. Виной этому может стать постоянная перегрузка машины, скоростная езда по ямисто-ухабным российским дорогам, однократное попадание в «хорошую» дыру на асфальте, и, конечно, внутренние дефекты пружинной проволоки вкупе с усталостью металла. У нас был случай. Приходит «Тойота-Карина» восемдесят-лохматого года, с жалобой на поломку правой передней пружины. Посмотрели – пружина сломана в ЧЕТЫРЕХ (!) местах. На всякий случай глянули левую – и та сломана, правда уже в двух местах. Снимали со стоек, аки баранки. Как тот самоубийца на них еще ездил, неведомо.
Но гораздо чаше случаются иные проблемы с пружинами, когда они частично теряют свои свойства – упругость и жесткость, изменяют геометрию, проседают. При незагруженной машине такие пружины могут вести себя удовлетворительно, а вот когда вы собрались, скажем, на Алтай и загрузили «зад» под завязку, придет время удивляться не слишком адекватному поведению авто с полной массой на высокой скорости. Ведь по теории ходовой части, пружины относятся к «упругим элементам», задача которых смягчить резкие удары от дорожных препятствий. Но любая пружина – это элемент с ярко выраженным явлением собственного резонанса. И если позволить каждой из четырех пружин резонировать как ей вздумается на любой кочке, долго такая пружинка не проживет, а о комфорте водителя и пассажиров придется забыть.
Поэтому – в подвеске автомобиля пружина всегда работает в паре с амортизатором – будь то телескопическая стойка Мак-Ферсон, многрычажка или зависимая подвеска. Исправный амортизатор «ставит пружину в рамки», поскольку является демпфером, гасителем колебаний. При слишком быстром сжатии пружины амортизатор «тормозит» и смягчает этот процесс, при растягивании происходит то же самое, с меньшей скоростью. И естественно, амортизатор, который «не держит» или даже который просто ослаб, резко сокращает срок службы пружины.
— Но вы ведь можете взять да и поменять пружины, когда делаете комплексную профилактику подвески?
— Безусловно. Но тут возникает проблема. Что ставить? Вроде бы выбор есть. Даже в соседнем регионе пытаются производить пружины для японок и не только. Дешево! Но качество, увы, у этих пружин крайне низкое. Мы видели, как эти пружины буквально вырывали кузовные элементы машин, как они ломались на следующий день после установки, и с какой скоростью они ржавели. Поэтому мы их не предлагаем в принципе – ведь наш девиз – это безопасность и комфорт клиента. Далее по списку идут «дубликатные» пружины. Справедливости ради, отметим – качество их постепенно улучшается, и как бюджетный вариант мы их порой устанавливаем, но до уровня оригинала дубликатам – как до луны на велике… Итак, оптимальный вариант – это новые оригинальные изделия. Но, судите сами – «делая» в Автомастерской №1 по кругу всю подвеску, включая снятие и восстановление всех 4 стоек, ремонт шаровых, замену сайлентблоков и так далее, наш клиент редко платит более 18-19 тысяч рублей. А самая недорогая оригинальная пружина стоит 3-4 тысячи. Мало кто пожелает заплатить дополнительно 10-20 тыс. рублей за оригиналы, при «вроде бы исправных» старых пружинах.
— Все так уж мрачно?
— Да нет, конечно. Мы активно работаем в этом направлении. Анализируем, изучаем. Как всегда. Некоторые обнадеживающие результаты применяем на практике. Скажем, на Тойоту-Короллу с передним приводом предпочтительно установить пружины от «вэдовой» взамен просевших. На «Камри» можно поставить пружинки от «Виндома». И так далее – то есть мы разработали эту таблицу взаимозаменяемости с учетом рельефа новосибирских дорог. И, конечно, мы поможем каждому, кто обратиться к нам с «пружинной» проблемой. Но лучше, безусловно, изначально беречь те пружины, которые установлены на вашем авто, если они еще в удовлетворительном состоянии.
Несколько простых правил
1. При плохо работающем амортизаторе амплитуда свободных колебаний пружины и нагрузка на нее резко возрастают. Соответственно, увеличивается и износ. Если регулярно проверять стойки и амортизаторы в «Автомастерской №1», вы реально продлите жизнь как пружинам, так и остальным узлам подвески. «Ходовка» умирает со стоек – эту незыблемую аксиому должен помнить каждый водитель!
2. Не перегружайте машину. Постоянно зажатое состояние пружин приводит к их деформации, проседанию, проявлению скрытых дефектов и увеличивает вероятность поломки. Не стоит постоянно катать полтонны груза на «Королле». Купите лучше грузопассажира.
3. Лучший способ побыстрей убить пружины и подвеску в целом – это гонки с грузом по нашим «ухабным» дорогам. Старайтесь ездить аккуратно, проходя ямы и препятствия на малой скорости.
4. Если уж есть необходимость и желание заменить пружины, не покупайтесь на различные «утки» типа «один мужик на автобарахолке дешево продает классные пружины!» (прочитано на форуме в Инете). Поверьте, уж мы-то знаем, кто и какого качества пружины производит. Приезжайте, проконсультируем, и поможем решить проблему с должным уровнем качества.
5. Если одна или несколько пружин вашего авто сильно просела или даже сломалась – никогда не пытайтесь ездить на такой машине. Управляемость будет непредсказуемая, и вы будете подвергать опасности не только себя, но и окружающих.