Кардиограмма для стойки
Мы не согрешим против истины, если скажем – компьютерные комплексы для диагностики стоек и амортизаторов автомобилей на СТО Новосибирска встретишь нечасто. Устройства эти недешевы. Срок окупаемости – не один год. А позволить себе самые свежие, инновационные, «штучные» модели, работающие на новых принципах измерения, могут считанные единицы. Однако, посетив специализированный комплекс «Автомастерская №1», который занимается обслуживанием ходовой части автомобиля, я с удивлением обнаружил новый пост. Внешне все предельно просто – две опоры для колес, чуть выступающие из пола, да стойка с дисплеем у стены.
Интересно, что же это за система? Меня приглашают заехать и проверить состояние всех четырех стоек автомобиля. Не скрою, заинтригован. Глушить двигатель и выходить из машины не нужно. Как только чудо-стенд «почуял» давление колес авто на своих пластинах, началась «тряска». Частота в процессе менялась, как я позже выяснил, от 3 до 25 Гц. Сначала левая сторона. Потом правая. Имитация очень плохой «зубодробильной» дороги типа «стиральная доска». Хорошо хоть, амплитуда колебаний – всего 3 мм. Это абсолютно безопасно для подвески и вполне достаточно для получения точных результатов.
Как только на мониторе появились зеленые цифры (тьфу-тьфу, передок в порядке), следует проехать вперед, поставив на испытательные пластины уже задние колеса. А вот тут обнаружилась проблемка – на правом заднем прибор показал «красное» значение 0.14, тогда как на левом – «зеленое» 0.35. А разница показаний на одной оси более 20-25% уже считается предельной. Причину специалисты Автомастерской №1 выяснили довольно быстро – проблема в узле правого заднего амортизатора.
Итак, пред нами - самая современная разработка фирм АКТИА МЮЛЛЕР (Франция) и ТЕННЕКО (США) – стенд, который позволяет оценить эффективность работы амортизаторов без снятия их с автомобиля и дает возможность проводить точную диагностику узла стойки или амортизатора. Таких стендов сегодня в России пока два – в Набережных Челнах на пункте технического осмотра и у нас, в Новосибирске, в составе Автомастерской №1.
Одно из главных преимуществ нового стенда – проведение диагностики без демонтажа стоек и амортизаторов с автомобиля. Это дает огромную экономию финансовых и временных затрат.
Вторым достоинством новинки является возможность диагностики скрытых дефектов. Например, стойка внешне сухая, не стучит, на раскачку реагирует адекватно, пружина целая, все прочее окружение нареканий не вызывает. Но чуткие датчики уже заметят начало развития дефекта, а дисплей обратит внимание мастеров на возможность раннего предотвращения проблемы, которая в ближайшем будущем грозит стать опасной. И третий момент, который, собственно и определяет инновационные преимущества стенда – совершенно иной подход к снятию характеристик стойки (амортизатора). Некоторые стенды предыдущего поколения фактически измеряли просто жесткость стойки или амортизатора, порой «позитивно» реагируя на совершенно неисправные заклинившие амортизаторы, принимая их за «спортивные». Наш аппарат гораздо более «умный». В его «мозгах» заложен сложнейший математический алгоритм, который оценивает именно адекватную реакцию стойки или амортизатора на воздействие пластины стенда. Оценка происходит по принципу измерения САР (коэффициента фазовой амортизации).
Диагностика на стенде длится несколько минут. После проверки клиенту обязательно выдадут распечатки измерений и пояснят суть того или иного графика. Теперь дополнительно к высокой квалификации и опыту мастеров с Волочаевской, 8А, и в дополнение к уже давно работающему люфт-детектору в Автомастерской №1 «ведет прием» точнейший электронный диагност. А вы уверены в здоровье своих амортизаторов?
Техническая справка
Широко применяющийся до настоящего времени принцип диагностики амортизаторов EUSAMA (European Shock Absorber Manufacturers Association) основан на измерении минимальной динамической и статической нагрузки от колеса (другими словами, измерении веса), отношение которых отображается в процентах. Это величина (значение EUSAMA), характеризует способность подвески автомобиля удерживать колесо в контакте с дорожным покрытием.
У принципа EUSAMA есть существенные недостатки – точность измерений слишком сильно зависит от многих побочных факторов. Так, плохой амортизатор при завышенном давлении в шине и большой массе груза в автомобиле покажет то же значение, что и хороший амортизатор при нормальных условиях измерения.
За счет применения методов математического моделирования и использования дополнительных датчиков, метод оценки работоспособности амортизатора с использованием САР в разы более точный и эффективный.<br>