Статьи

Заботясь о рейках, люби усилитель!

Рейки бывают разные – сосновые, алюминиевые и .. рулевые. А если серьезно, то рулевым рейкам автомобиля мы уделяли в наших статьях очень мало внимания. А ведь это то же элемент ходовой части автомобиля, и его надежная работа обеспечивает управляемость, курсовую устойчивость и маневренность автомобиля. То есть БЕЗОПАСНОСТЬ! Сегодня практически на всех легковых автомобилях импортного производства рулевая рейка интегрирована с усилителем рулевого управления. Усилители могут быть гидравлического типа («гидрачи»), электромеханического типа, а так же на мускульной тяге. Наиболее часто на подержанных «японцах» встречаются именно гидроусилители. На них сегодня и заострим внимание. Почему «гидро»? Да потому что рабочим телом усилителя является специальная жидкость, подобная той, что применяется в АКПП. Насос создает давление жидкости, а золотниковый клапан, в зависимости от усилия на рулевом колесе, перераспределяет давление в камерах внутри рейки, разделенных поршнем.

reika.jpg

1 — рулевая рейка; 2 — поршень; 3 — сальники; 4 — шарниры рулевых тяг; 5 — распределитель с золотником; 6 — шестерня; 7 — торсион; 8 — роторный гидронасос.

Привод насоса гидроусилителя чаще всего осуществляется от двигателя автомобиля через ременную передачу. У такой схемы есть недостатки, поскольку давление на выходе насоса постоянно. Но при трогании с места нужно получить максимальный эффект усиления, а на высокой скорости он нужен в гораздо меньшей степени.

Порой проблему решают с помощью привод вала насоса не от коленвала двигателя, а от электродвигателя, который, управляется бортовым компьютером автомобиля.

Проблемы у рулевых реек связаны либо с выработкой пар трения, либо с утечкой жидкости.

Износ пар трения шестерня-рейка, кроме неприятного стука приводит к люфту, плохой управляемости, дискомфорту, невозможности провести процедуру развал-схождения и дальнейшему прогрессирующему развитию дефекта. Если вы услышали стук, и вам кажется, что стучит рулевая «рейка», затягивать с визитом на СТО нельзя. В некоторых случаях дефект удается устранить регулировкой (правда, возможна она лишь в небольших пределах). Иногда можно заменить изношенный сухарь и втулку.

Потеря жидкости происходит из-за разгерметизации уплотнений, сальников. Их, на рулевой рейке, как минимум, 4. Они установлены на концах рейки и на сложном перепускном механизме. Как и все резиновые изделия, они стареют и со временм могут дать течь. Потеря жидкости приводит к исчезновению эффекта усиления, попаданию жидкости на другие элементы подвески, из-за чего начинается их разрушение.

Яркий пример, о котором рассказывают в «Автомастерской №1». Toyota Vista в 30-м кузове, и в ее подвеске обнаруживается дефектный сайлентблок, который, из практики, вообще никогда не выходит из строя. Причина отказа неубиваемой детали нашлась – из механизма гидроусиления на него капала вытекающая жидкость. Резина на сайлентблоках и прочих элементах ходовой части, увы, в основной своей массе, не маслостойкая.

Вопреки распространенному мнению, что жидкость гидроусилителя руля «вечная». Дело в том, что в ГУР есть достаточно прецизионные элементы, которые быстрее изнашиваются при загрязненной жидкости. Так что если заметили, что жидкость сильно изменила цвет или хуже, того обрела горелый запах, срочно заменить! Беспричинное падение уровня жидкости в бачке гидроусилителя – также тревожный знак. Следить за натяжкой ремня гидроусилителя не менее важно. Если производитель рекомендует какой-то особый тип жидкости для ГУР, использовать именно ее, тем более что объем требуется – порядка литра.

В «Автомастерской №1» рассказывают, что как минимум 50 из 100 обращений типа «рейка стучит», оказываются на самом деле чем угодно, только не рейкой. Часто владельца в заблуждение вводит стук рулевых наконечников. А их восстановление или замена обходится гораздо проще, чем серьезный ремонт рейки.

Что бы ни стучало – рулевая рейка, амортизаторы или сайлентблоки, помните – стук – это уже серьезная стадия проявления дефекта. И визит к «ходовых дел мастеру» откладывать нельзя.

Марк Паверман



Читайте ещё

20/03/2019
— Я в ямку попал на трассе, а колесо после этого как-то криво встало, – пожаловался водитель. – Я его попинал и дальше поехал. Еду 100 км/час, а машину водит…
— Как же ты доехал?! Каким чудом не разбился? Ведь фактически ты ехал на ТРЕХ колесах! – дивились специалисты Автомастерской №1.
Мы делаем все за один день. Сдали с 9:00 до 12:00 автомобиль в ремонт – после 18:00 получили исправную машину. С 9 утра до 12 дня проходит диагностика.
Стойки на акуру мдх в комплектации спорт очень своеобразны. Это гибрид из двух систем амортизации.
Что испытывает автовладелец, когда покупает новые стойки под именитым брендом, в красивой, «заводской» упаковке? А испытывает он чувство глубокого удовлетворения – ведь теперь о проблемах с ходовой частью можно забыть на несколько лет! И когда, через 2-3 месяца новые изделия бесславно умирают, автовладелец начинает уже испытывать совсем другую гамму чувств и произносить специфические слова, которые неэтично было бы приводить в этой статье. Почему же новые стойки и амортизаторы порой так жестоко обманывают наши ожидания?
Японские грузовички «в сборе» – нечастые гости в «Автомастерской №1». Их владельцы предпочитают сами разбирать подвеску и приносить на ремонт узлы по отдельности. И вот в один из визитов на Волочаевскую, 8а я увидел, как на стенд для диагностики состояния подвески въезжает минигрузовичок ToyoAce.
Каждый уважающий себя и свою машину автомобилист Новосибирска, конечно, же, знает, зачем нужно регулировать углы развал-схождения колес. Правильно установленные углы обеспечивают хорошую управляемость, долгий срок службы резины, и даже позволяют экономить топливо. Поэтому и предложений выполнить развал схождение в Новосибирске – великое множество. Но тут-то и таится главная опасность. Впрочем, обо всем по порядку.