Ода неприметной труженице
«Стойка и пружина – близнецы братья – что более для автомобиля ценно? Мы говорим стойка – подразумеваем пружина, мы говорим пружина, подразумеваем стойка!», - наверняка сказал бы поэт Маяковский, если бы разобрался с темой ремонта амортизаторов. Но тот факт, что стойка и пружина – две стороны одной медали, почему-то забывается нашими автолюбителями. Между тем этот узел действует как единое целое!Замена пружин – наиболее часто применяемый способ модификации амортизаторов.
Правда в диагностике, брат!
Сибиряки - народ открытый, простой, но, вместе с тем, недоверчивый. Отсюда родом и типичный вопрос: «А чем докажете, что это пружины износились?». Вот почему специалисты «Автомастерской №1» изобрели несложный, но удивительно информационно емкий стенд для диагностики пружин. Он снимает все дискуссии на тему «а надо ли менять пружину?», наглядно и убедительно демонстрируя степень износа.
В основе конструкции – идея аппарата для измерения износа пружин железнодорожного транспорта (поездов, ж/д вагонов). Однако нормы диагностики приведены в соответствие к автомобилю. Жёсткость пружины измеряется в единицах массы на единицу длины. Рассмотрим процесс подробнее.
Первый этап. На электронные весы устанавливается испытуемая пружина. На нее с заданной массой ( 600, 400 и 200 кг) давит специальный пресс. Расстояние между конечными витками пружины фиксирует лазерный измеритель. Полученные данные автоматически выносятся на компьютер. Для сравнения имеются заранее снятые данные новой пружины.
Второй этап диагностики: сжатую десять минут пружину полностью расслабляют и замеряют – вернулась ли она в исходное состояние? Насколько старая пружина не распрямляется по сравнению с новой – еще один из показателей износа.
Третий этап. Сравнение обеих пружин одной оси. Адекватность поведения машины на извилистой дороге сложно представить, если одна из пружин проседает больше другой.
В итоге такая диагностика позволяет избежать ошибок при ремонте ходовки. Это чем-то сродни правильному диагнозу врача – лечение идет безошибочно, качественно, экономя деньги и время человека.
Напомним, что попытка автолюбителей самостоятельно «поставить диагноз» работе амортизаторов и купить наобум новые пружины – очень часто не приводит к ожидаемому результату.
Почему, ведь пружина то новая вроде ставится, а она через пару месяцев просела, и даже стала хуже старой? Наверно качество отвратительное, думает хозяин авто, самостоятельно купивший новую пружину. А дело не в качестве, дело в том, что пружины на одну и ту же модель авто отличаются параметрами (диаметр витка, высота пружины, и даже завод-изготовитель). Поэтому совет: приобретать пружину нужно как минимум, сравнив её со старой, по легко измеряемым рулеткой и штангенциркулем параметрам. Ну а если хочется с гарантией установить новые пружины, то здесь лучше использовать стенд для снятия характеристики остаточной деформации после приложения излишней нагрузки.
Также при замене пружин стоит учесть, например машинам в кузове универсал, часто перевозящим грузы, желательно усиленные пружины. Для того чтобы не платить дважды, перед тем как сменить стойки, рекомендуем пройти диагностику пружин – что позволит не только сделать ремонт качественно, но и сэкономить деньги.